so_kir_kin

Category:

Александр «Sandy» Марочкин о воронежском "металле"

Продолжаем наши беседы о воронежском рок-н-ролле (см. предыдущие интервью с С.Галушко, А. Силиным, группой «Little Dead Bertha»).

Мой собеседник Александр «Sandy» Марочкин. Филолог (кандидат филологических наук), журналист. Поэт, композитор, музыкант – на любительском уровне.

Приветствую, Александр!

Привет-привет!

Сколько же лет насчитывает воронежская рок-тусовка? Сразу ли все началось с «металла»?

Как сказал мне однажды Гарик Сукачёв, «ты бы ещё революцию вспомнил!». J Ну, а если серьёзно, то начинать, наверное, нужно совсем «от истоков», и тут надо будет перенестись в конец 60-х – начало 70-х годов прошлого века, когда гуру воронежского рок-н-ролла Олег «Князь» Пожарский организовывал свои первые школьные рок-группы. И обо всём об этом лучше спросить у него самого, я полагаю. Он, слава богу, жив-здоров, бодр и весел и, я думаю, с удовольствием расскажет, «как всё начиналось».

Я же переехал жить в Воронеж только в 1985 году. А в рок-тусовку влился только году в 89-м, наверное. А до этого был таким «комнатным меломаном» – никого не знал, ни с кем не общался, слушал себе магнитофон дома. На первом концерте «Арии» в Воронеже я, впрочем, был. Он состоялся в «полтиннике» (Дворце культуры им. 50-летия Октября), если мне не изменяет память, в 1986 году. Потом был концерт «Мастера» в «Юбилейном» – году, наверное, в 87-м. На обоих концертах было много «металлического» народа, но я был тогда очень скромным, очень тихим юношей и стеснялся подойти к кому-нибудь и познакомиться. J

Я слышал, конечно, что в Воронеже есть «тяжёлая» группа «Старый город» (она играла тогда хард-рок, а позже, переименовавшись в «Крюгер», стала играть «металл»), но на их концертах мне ни разу не довелось побывать. Их лидера Александра Коновалова (у него сначала – в хард-роковый период – было прозвище Саша-«Блэкмор», а в «металлический» – уже Хаммер) я видел несколько раз издалека. На этом всё моё знакомство с рок- и метал-тусовкой Воронежа тогда и ограничилось.

Настоящее моё вхождение в воронежскую рок-музыку началось, повторюсь, в начале 90-х. Я как-то резко, сразу познакомился с кучей тусовых людей, многие из которых играли в рок-группах. Разных групп были десятки, они играли во всех мыслимых стилях – от акустики и рокабилли до панк-рока и психоделиии. Андеграунд просто кипел и бурлил – для тех, кто был в него вхож. Со стороны, для непосвящённых, конечно, ничего этого не было видно.

Первым заметным сейшном, на котором воронежские рокеры наконец-то заявили о себе, стал (лично для меня) первый фестиваль акустического рока «АкуРок» (состоялся он 5 марта 1993 года). Несмотря на название, играли там не только акустические коллективы, а все, кто сумел заявиться. Длился концерт около пяти часов, в нём приняли участие такие воронежские коллективы, как, например, «Акатов монастырь», «Духовный насморк», «Крылатые сандалии», JukeBox, Golden Avatar Songs, «Ърмолай», «Погонщики улиток», «Хэш», «Стигмата» – кто-нибудь помнит сейчас эти названия? 

С воронежским «металлом» я столкнулся позже – ближе к середине 90-х. И тоже как-то сразу познакомился с кучей музыкантов, игравших в этом направлении. Little Dead Bertha, Multiceps, Agression (впоследствии – Mistycal Gate), Autodafe (впоследствии – Exidie), Gallows Foul, Decomposed Guts – это только те воронежские «металлические» группы тех лет, которые всплывают в моей памяти навскидку. А их было гораздо больше. 

Что ты нашел для себя в рок-музыке? И как ты относишься к другим жанрам музыки?

С рок-музыкой как таковой я столкнулся в раннем детстве: мой старший брат был меломаном, носил длинные волосы, таскал с «толпы» зарубежные грампластинки. Так что названия Deep Purple и Led Zeppelin я слышал, ещё будучи в детском садике. Сознательно же слушать рок я начал в 14 лет, когда по Советскому Союзу прошла волна интереса к AC/DC. То есть слушать AC/DC было тупо модно – как перед этим было модно слушать итальянцев, например. Но именно эти ребята из Австралии цепанули меня и стали моей первой по-настоящему любимой рок-группой. Второй стала хард-роковая Rainbow. А потом уже пошло-поехало: Scorpions, Judas Priest, Accept, W.A.S.P., Saxon, Def Leppard, Iron Maiden, Manowar…

Позже, в 90-х, я начал отходить от heavy metal в сторону более тяжёлых стилей металла – thrash, doom, death. Сначала тащился от трэша: моей любимой группой тогда была Metallica, в меньшей степени – Kreator, Slayer. Ещё позже, к началу 2000-х, я по-настоящему врубился в doom, death, simpho, gothic metal. И мир «металла» открылся для меня во всей красе.

При этом, надо сказать, я никогда не циклился на одном «железе». Да, я считал (и до сих пор считаю) себя «металлистом», но с удовольствием слушаю и блюзы, и реггей, и классические рок-н-роллы, и панк-рок, и многие другие рок-стили. Рок-музыка для меня – это не только собственно музыкальная составляющая, это целый мир – от определённой эстетики в одежде до совершенно необыкновенных людей, с которыми мне довелось столкнуться, увлекаясь роком. И я очень рад, что в моей жизни есть эта рок-сторона. В подростковом возрасте рок-музыка меня очень поддерживала: чувствуя своё одиночество в этом мире, непонимание со стороны окружающих, я просто включал свой магнитофон и, слушая любимые ритмы, подпевая любимым исполнителям, справлялся с этими типично тинейджерскими проблемами в социально приемлемых рамках, скажем так, без обычного в таких случаях «подросткового бунта».

Да и сейчас, когда мне самому уже полтос корячится, я по-прежнему не бросаю это своё увлечение: регулярно хожу на рок-концерты (и тяжёлые, и не очень), обязательно колбашусь там возле сцены. Несколько лет назад сам себе подарил на день рождения электрогитару, немного освоил её и теперь играю любимые композиции под гитарные минусы, представляя, что стою на сцене и рублю свой любимый музон со своими кумирами. И могу сказать, что слушать любимую музыку – это хорошо. А играть любимую музыку – это офигительно! Это просто непередаваемое ощущение, скажу я вам!

Нельзя не согласиться, что 80-е – это эпоха рока, когда даже попсовые группы вроде «Миража» в своей эстетике, движениях на сцене старались подражать «металлистам». Куда же все ушло? Почему рок утерял свои позиции?

Ну, в те годы, повторюсь, на рок, на «металл» была своеобразная мода. Мода прошла – вот это всё и ушло. Сейчас и роком, и «металлом» занимаются исключительно те, кому это действительно интересно. А таких людей совсем немного. Рок, «металл» – это всё далеко не массовая музыка. Эти стили сейчас вернулись туда, где многие годы находились до этого – в андеграунд. Это, я считаю, нормально. Рок изначально был не для всех, и сейчас он тоже не для всех. Всё закономерно.

Как сейчас обстоят дела с «металлическими» направлениями в мире и, конечно же, у нас в Воронеже?

Знаешь, если смотреть со стороны, то может сложиться впечатление, что ничего не происходит: названия даже самых известных «металлических» групп, мировых лидеров в своих направлениях, ничего не скажут большинству обычных людей. На слуху всякие там Rammstein’ы и та же Metallica, но, да простят меня поклонники этих групп, по моему мнению, сейчас вовсе не они являются самыми интересными и популярными в мире тяжёлой музыки. Эти группы стали коммерчески успешными и известными широкой публике, а в мире «металла» вовсе не по этим критериям судят о значимости тех или иных музыкальных проектов. Наоборот, в том же true black metal коммерческий успех музыки считается гибелью для коллектива. 

В целом же стоит только погрузиться в мир «металла», как становится ясно, что всё на самом деле хорошо: альбомы записываются, всемирные фестивали проходят, фэнзины издаются… Всё это не на виду, не на слуху, но в этом есть и своя особая притягательность: если ты видишь человека, который во всём этом ориентируется, ты сразу понимаешь, что он – «свой». J

То же самое можно сказать и о сегодняшнем воронежском «металле». Монстр воронежского doom/death – группа Little Dead Bertha – до сих пор существует, записывает альбомы, снимает клипы, ездит по фестивалям. Ребята уже давно заняли своё место в своеобразной «аллее славы» воронежской тяжёлой сцены. Но не может не радовать, что появляются и молодые банды: вот недавно я побывал на фестивале Blast Fest, где выступала воронежская команда «Высшая мера». Очень мне понравилась, прям «свежая кровь»! Ребята по возрасту, наверное, годятся мне в сыновья, однако дух «металла» 80-х – 90-х они ощущают и передают на сцене очень здорово!

Какие воронежские «металлические» коллективы ты бы мог отметить?

Помимо уже упомянутой «Берты» сейчас активно занимаются творчеством Rainwill, Skyfall, RavenCry. Не могу не отметить Liebes Tods и вышедшую из неё группу Nemezida: всё, что делает Зоя-«Гроза», – интересно! На все выступления этих коллективов я хожу с удовольствием. 

Мне доводилось неоднократно бывать на «ШУРФе», и в целом стараюсь следить за развитием рок-музыки и «металла». С «металлом» все понятно, он всегда был неким «отдельным островком» в мире рок-н-ролла, а вот многие остальные направления у меня ассоциируются с каким-то стремлением придать музыке больше шумовых эффектов.

Что ты думаешь по этому поводу? Может, поклонники old shool чего-то не понимают?

Я не вполне понял, что ты называешь «стремлением придать музыке больше шумовых эффектов». Если ты имеешь в виду noise-направления, так у них это стилеобразующая фишка такая. 

Есть ли в нашем городе толковые «металловеды», блогеры – музыкальные критики? Я имею в виду критиков высокого уровня. Или мы в этом плане аутсайдеры?

Думаю, что в Воронеже нет никаких «металловедов» или музыкальных критиков в этом направлении. Во всяком случае, я о них ничего не слышал. И мы в этом плане вовсе не аутсайдеры, потому что у меня нет информации, что в других городах имеются таковые. Один-единственный на всю страну Всеволод Баронин лишь подтверждает, как мне кажется, справедливость моих слов.

Рок, вне сомнения, эволюционирует. Когда-то рокерами модно было становится в среде хулиганов, вспомним воспоминания Хантера Томпсона об «Ангелах Ада», теперь байкеры и рокеры – солидные люди. «Ночные волки» делили «точки» с люберецкими «быками», теперь Хирург вещает о патриотических идеях и любви к президенту.

Чего ждать в будущем от рок-н-ролла?

Прежде всего, я не стал бы валить в одну кучу рокеров (то есть поклонников и исполнителей рок-музыки) и байкеров (мотоциклистов). Это совсем разные вещи. То, что в Советском Союзе и в России 90-х годов байкеров называли рокерами, – это просто ошибочное наименование от тогдашнего невежества в этом вопросе. Байкеры – это вообще отдельная сфера нашей жизни, я бы сейчас не стал её затрагивать, иначе мы далеко уйдём от темы нашей беседы. Просто давай констатируем: байкеры тут вообще ни при чём. И давай дальше о роке, о рок-музыке.

Рок, конечно же, эволюционирует. И эволюционирует он прежде всего в музыкальном смысле. Достаточно послушать современные «металлические» группы, чтобы увидеть, как разительно отличается то, что они делают сейчас, от того, что было в те же 80-е. Если раньше, условно говоря, Accept фигачил свои песни по одной и той же схеме («вступление – первый куплет ­– второй куплет – припев – третий куплет – припев – гитарное соло – припев два раза – кода» – и так песня за песней, пластинка за пластинкой!), то, скажем, на ранних альбомах Tristania мы уже слышим композиции, в которых вообще нет деления на куплеты и припевы, а есть несколько музыкальных тем, которые разрабатываются в рамках каждого трека. «Металл» за все эти годы стал не только тяжелее, но и сложнее композиционно – это несомненно. Я уж не говорю про усложнение различных стилей «металла» внутри себя. Например, знатоки и любители death metal никогда не спутают американский death с европейским. А внутри европейского – не спутают, условно говоря, норвежский death со шведским. А внутри шведского death’а не спутают стокгольмскую школу с гётеборгской! J

Нельзя не отметить современную тенденцию к слиянию «металла» с другими музыкальными стилями. Сейчас чего только нет! Фолк-метал, пэгэн-метал, викинг-метал, симфо-метал, готик-метал, индастриал-метал и т.д. Хочешь классические симфонические произведения в «металлической» обработке? Пожалуйста! Хочешь «металлические» вещи, сыгранные со скрипками, виолончелями, оргАнами и хоралами? Пожалуйста! Хочешь «металл» с русскими народными инструментами – балалайками и гармошками? Да ради бога! С ирландскими волынками? Запросто! С финскими народными мотивами? Да их миллион! Тебе нравится джаз и экспериментал? Послушай Opeth, вопросы отпадут сами собой. Не будет преувеличением сказать, что сегодня любой поклонник любого музыкального стиля сможет найти его «металлический» аналог на свой вкус.

Однако в своём вопросе ты затронул социальную составляющую рока и «металла». Это отдельный разговор. Тем более – применительно к нашей стране. У нас, на мой взгляд, серьёзное увлечение рок-музыкой возможно лишь на уровне хобби (я имею в виду хобби, которому человек готов отдавать годы своей жизни). При существующих раскладах неудивительно, что «рокерство» в России становится таким же редким и отчасти экзотическим явлением, как, например, курение трубки или увлечение верховой ездой. И это нормально, я считаю. Рок-музыка перестала быть в нашей стране «властительницей умов», как это было в короткий период конца 80-х – начала 90-х, и это закономерно. Так называемый «русский рок» быстро сдулся, как только понял, что больших денег на этом не заработать. Сегодняшний рок в России (и «металл» в том числе) – это удел энтузиастов, которые занимаются всем этим не ради денег, а потому что это им нравится, приносит им удовольствие.

Среди современной молодёжи рок не так популярен, как в былые времена, потому что, как ни крути, рок – это музыка протеста: «Румяные домохозяйки зеленеют при слове «рок» – очень верно сказано, как мне кажется. А большинству современных молодых людей протест не свойственен: они вполне всем довольны. Если и есть какие-то протестные настроения, то сегодня они в большей степени, чем роком, отражаются хип-хопом, как бы странно это ни звучало. Но достаточно послушать отечественных рэперов («Кровосток», например, или даже Noise MC), чтобы понять, что сегодня именно они говорят о молодёжных (и не только молодёжных, а в целом социальных) проблемах больше, чем рокеры.

Если же брать ситуацию в мире, то тут нужно чётко понимать: есть музыкальная индустрия, шоу-биз, который подмял под себя рок-музыку, и есть, опять же, рок-андеграунд. И там, и там можно найти интересные для себя вещи. Слава богу, есть Интернет, благодаря которому каждый может найти себе что-то по вкусу.

И в этом смысле я считаю, что никакого кризиса рок-музыки или «металла» в глобальном смысле нет. Никому не хватит жизни, чтобы переслушать всё, что сейчас появляется в этих стилях в мире. Какой, к чёрту, кризис?! J

Представим, что ты оказался не необитаемой острове и кроме нужных вещей у тебя стоит выбор взять какой-нибудь один диск любой группы на твой выбор. Кого бы ты выбрал?

Никого. Я сейчас практически не слушаю музыку в записях – только на концертах. Дело в том, что для меня «слушать музыку» – это сидеть и действительно СЛУШАТЬ МУЗЫКУ, ничем больше не занимаясь. Я не могу слушать музыку на ходу. Я не могу слушать музыку в качестве фона, занимаясь параллельно какими-то другими делами: я либо перестаю слышать музыку, либо начинаю косячить, отвлекаясь на неё. Раньше, в молодости, когда я хотел послушать музыку, я так и делал: включал магнитофон и сидел рядом, слушая любимых исполнителей. Или слушал стоя, рубясь в такт. Сейчас я такое не практикую: вокруг происходит масса интересных событий, просто жаль времени на то, чтобы сидеть и втыкать в каждую композицию. 

Хотя, конечно, смысл вопроса мне понятен: в разные периоды жизни у меня были «самые-самые» любимые альбомы. В 1984 году это был, несомненно, AC/DC – Highway to Hell. Потом, чуть позже, Rainbow – Bent Out of Shape. Потом – Accept – Metal Heart. Потом, в трэш-период, Metallica – Ride the Lightning. Потом, в дум-дэт-период, Tristania – Beyond the Veil.

Сейчас, повторюсь, у меня нет любимого диска. Музыки вокруг столько, что я уже даже не пытаюсь её всю переслушать – даже в ознакомительном режиме. Что уж говорить о серьёзном слушании каких-то коллективов. Но какие-то старые вещи я, понятное дело, переслушиваю. И делаю это с удовольствием: они связаны с воспоминаниями о тех славных временах и людях, которые мне дороги и ценны. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.